Святейший
Святейший Патриарх Кирилл

Новости патриархии












Церковный календарь

Карта Храмов
Яндекс.Метрика

Святая Гора глазами русского паломника

Святая Гора глазами русского паломникаВ 2016 г. празднуется особый юбилей: 1000-летие пребывания русского монашества на Афоне. Впечатлениями о паломнической поездке на Святую Гору делится протоиерей Константин Осацкий, настоятель астраханского храма св. ап. Андрея Первозванного.

Ещё прп. Антоний Киево-Печерский, основатель Киево-Печерской лавры, проходил монашескую науку именно на Афоне.
Честно говоря, мне и моим спутникам (прихожанам храма св. ап. Андрея) хотелось в этот юбилейный год обязательно побывать на Святой Горе. Долго готовились, решали проблемы с визами и диамонтирионом (разрешением на посещение Святой Горы), и наконец, только к сентябрю месяцу все устроилось. С благословения Высокопреосвященнейшего Никона, Митрополита Астраханского и Камызякского, мы отправились в паломничество.
В этот раз было решено побывать во всех монастырях, расположенных на правом берегу: Агиа Анна, Агиа Павла, Дионисиат, Григориат, порт Дафна, Пантелеимонов, Ксенофонт и Дохиар. В каждом монастыре мы «проходили» суточный круг богослужений и добирались от одного монастыря до другого исключительно пешим ходом.
Каждый день на Афоне — это прикосновение к Божественной благодати. О своих впечатлениях и историях о Божьем промысле я и написал в своих «Афонских рассказиках».


* * *
Агиа Павла

В монастырь Агиа Павла попали на праздник. Нам объявили, что после трапезы служба будет в Скиту Панагия на горе. Здесь, в Агиа Павла, много русскоязычных, они идут рядом с нами и любезно рассказывают:
— Наш игумен Парфений — самый пожилой на Афоне. Когда ему исполнилось 7 лет, то Пресвятая Богородица, явившись ему, сказала: «Иди на Афон, ты будешь там игуменом». И, вот уже 45 лет, как он настоятель монастыря Агиа Павла, но перед этим было ещё 20 лет послушания и трудничества.
Идём и за разговором не замечаем, как стемнело. Как будем возвращаться в полной темноте — неизвестно. Служба проходит, снова объявление: сбор здесь же в 2 часа ночи. Выходим из храма, разыгрался ветер, да такой сильный! Прямо бушует стихия. И тут за нами приехал автобус, игумен позаботился. Его здесь все считают человеком святой жизни.
Спать остаётся недолго, поэтому бегом в келью. Спал — не спал, не знаю, только из какого-то непонятного состояния нас вытаскивает звук деревянных бил, открываю глаза. Надо идти на службу. Выходим из монастыря, а там нас ожидают маленькие машинки, которые везут нас в гору в скит Панагии. Снова позаботился игумен!
История скита очень интересна. Сама Пречистая захотела, чтобы по Её праздникам здесь правили службу. На этом месте игумен нашёл от Неё записку, где было сказано: построить скит здесь, а за деньги не переживать — будут!
Обратился тогда игумен Парфений в правительство Афона, Священный Кинот, за благословением, а там ему и говорят: денег, мол, нет. Тогда он и показал, что Матерь Божия велела за это не переживать, так скит и благословили. Сейчас скит уже полностью отстроенный, и живет там один монах-отшельник. Сам себе еду варит, и сам службу правит.
Между тем ветер разгулялся ещё сильнее, аж деревья клонит, зато мы в тепле, в церкви, в скиту. И не хочется отвлекаться от молитвы, тем более служит сам отец Парфений! Службу отстояли, а уходить не хочется. Тихая радость. Тут нам сообщают, что сейчас будет керизма — в переводе с греческого «утешение». Игумен опять что-то придумал, и братья уже несут какие-то коробки, и после пения «Отче наш» и благословения начинают раздавать каждому сладкий сырок, сок и воду...
— История как история, что в ней особенного? — скажет кто-нибудь.
Да — ничего, если можешь себе это позволить каждый день, а если такое бывает раз в году или единственный раз в жизни, да еще и после трудов и молитвы, ты чувствуешь отеческую заботу о тебе и любовь — это великое утешение, или, по-гречески, мега керизма!!!
Мы сидим за одним столом со святым человеком. Идёт тихая беседа, отец Парфений говорит что-то глубокое, назидательное, иногда плачет. Говорит по-гречески тихо, неторопливо. Мы ничего, кроме отдельных слов, не понимаем, но это так проникновенно, что прикасается и к нашим грубым каменным сердцам! И хочется, чтобы это утешение было вечным!..

* * *
Божественное лекарство

Брат заболел. Нас в паломничестве всего-то пять человек — небольшая группа. И вот так получилось, что один из нас заболел. Температура не поднялась, а все внутренности болят — сил нет. Ночью не спит, мучается. Это на большой земле хорошо — есть все, и аптеки, и доктора, которые посоветуют разные таблетки, в любое время пошёл, купил, съел и вроде уже получше... А здесь, на краю света, на Афонской горе, аптек нет, врачей тоже, да и русскоговорящего не всегда встретишь, и даже английский язык не все греки понимают...
Что же делать? Конечно, нашлись советчики и «помощники» (один с Перми, другой с Минска, третий — русский немец из Германии), и давай диагноз ставить. Один говорит:
— Это у тебя желчь по протокам идёт!
Другой:
— Нет, это печень!
Третий ещё что-то немыслимое... Слава Богу, что до диагноза раковой опухоли не дошло! Но я очень хорошо видел, что от боли, да и от таких диагнозов, нашему брату все хуже и хуже. Чувствую, надо спасать человека! И мы, будучи многодетными папами, имеющими опыт житейской медицины, взялись за дело. А дело не простое, очень ответственное.
Сначала помолились, затем выслушали больного, провели консилиум, вспомнили все, что проходили на практике, и поставили диагноз... (Соблюдая медицинскую этику, диагноз я здесь не привожу).
Потом перевернули все рюкзаки и сумки, и посмотрели, что есть у нас из лекарственных средств, нашли нужный препарат, выдали «пациенту» согласно инструкции, и ему стало легче.
На следующий день позвонили врачу (с Афона в Астрахань), и врач подтвердил и диагноз, и метод лечения, правда, убрав несколько пунктов, которые мы от усердия и переживаний «прописали» болящему. Ночью он спал, и наутро мы смогли двигаться дальше в другой монастырь.
По дороге мне пришла мысль, что наш брат испытал то, что испытывают местные подвижники: если вдруг придёт какая-нибудь хворь, а рядом нет никого, кроме Господа? Одна надежда на Него, исцеляющего и духовные, и телесные недуги.
После горного перехода, гляжу, снова стало хуже нашему брату. И вот тут-то я ему и говорю:
— Ступай завтра ко Святому Причастию — это самое главное и единственное твоё лекарство сейчас.
На следующий день наш больной причастился. И следа от болезни и боли не осталось: выздоровел по-афонски! Веру укрепил и сидит себе веселый. Говорит:
— Как только причастился, так меня будто переключили, все разом прошло.

* * *
До свидания, Дионисиат!

— Мы уходим, прощайте древние стены, прощайте удобные кельи и наши кроватки. Сейчас на душе прекрасно, мы радуемся; удивительно, но уже нет ни скорби, ни тягости, ни печали. Просто хорошо! Нет, как говорят греки: «Русский — очень хорошо».
А что за плечами? Тяжелая горная дорога, 10 часов праздничного всенощного бдения, 2 часа Литургии.
Но это позже, а сейчас мы прибыли в Дионисиат. Здесь престольный праздник, Усекновение Главы святого Иоанна Предтечи. Предтеча по-гречески — Продром. Служба на греческом языке, внимательно прислушиваемся, и когда слышим знакомое слово, оно, как ключ, приоткрывает нам таинственный смысл того, что поют или читают. Электричества в храме нет, все на свечах и лампадах, и это так здорово!..
Однако с непривычки 10 часов всенощного бдения — тяжело даже мне, священнику. И когда на пятом часу службы осознаешь, что только начинается лития, ноги сами подкашиваются, и хочется просто лечь на каменный пол прямо в храме, так как до кельи не дотянуть от бессилия. И в этот момент можно даже немного всплакнуть, потому что понимаешь — это ещё только половина службы.
Но с молитвой к Богу переносишь и это! И тут как тут новая мысль: если сразу будут служить Литургию, то это ещё 2—2,5 часа. И как то так по-детски в моей немощной душе прорывается: «А может Вы нас отпустите??? Ну, хоть ненадолго, в келейку, полежать». Так хочется, чтобы был небольшой перерыв между службами. Улыбаюсь: сам ведь пришёл, никто не заставлял! Надо молиться «за всех и за вся».
А в конце всенощного бдения выносят для поклонения мощи Предтечи и помазывают всех молящихся святым маслом. Как радостно, а мы этого не знали, что здесь такая святыня! Неожиданное утешение.
Затем нас отпускают на пару часов, чтобы поспать. Слава Богу за все, Милостив Ты, Господи, к нам грешным. После сна — Литургия, которая, кажется, проходит мгновенно, смотрю на часы, а уже 2 часа пролетело незаметно. Потом всех зовут на трапезу. Должно быть, там приготовили ради Праздника что-то необычное. Чутьё не подводит, нам дают суп из креветок, постные голубцы, необыкновенно вкусный десерт и кутью. А попить? Так нет ничего вкуснее простой Афонской водички!
Вначале, когда добрались мы сюда после двух часов перехода через горы по узким тропкам, вдоль отвесной стены — с одной стороны, и пропастью — с другой, встретили нас не по-афонски. Обычно встречает паломников архондарис — человек из братии, смотритель архондарика (гостиницы), всегда добродушный, внимательный. А нас встретил мирянин, похоже, ещё незнакомый с этим послушанием.
Все ему не нравится, все ему не так:
— Поймите, — говорит он. — Сегодня приедут very respectable people (очень уважаемые люди), вам вряд ли дадут место переночевать.
Что ж, по грехам нашим, думаем, на все воля Божия.
На стене в архондарике, где мы расположились, висит портрет одного из святых игуменов обители, он смотрит на нас, как отец на своих детей, и я стал ему рассказывать, как да что, стал просить не оставлять нас.
И вот, не проходит и двух минут, как появляется настоящий архондарис — монах. Он приносит нам кофе и называет меня по имени:
— Патери (отец) Костантини, проходите, вот ваш номер!
Спрашиваю о. Василия, местного блаженного:
— Ты слышал? Он назвал меня по имени, да...
Очень интересно... Все в шоке от такой перемены! Спасибо тебе, святой игумен, благодарим тебя, Дионисиат, всего ночь здесь, а все как родное!
Не могу сказать, прощай, до свидания, Дионисиат! Мы, Бог даст, когда-нибудь увидимся снова!

* * *
Афонская собачка

Мы в Пантелеимоновом монастыре. Нет, никакие фото не передают эту красоту — разве это можно передать? К сожалению, нет! Стою, любуюсь, верчу головой туда-сюда... Стоп. Собака. Собака, в монастыре? На Афоне? Худенькая такая, но не маленькая, только и понятно, что пёсик еще совсем молодой.
Ну-ка, иди сюда красавец! Пес недоверчиво глядит, но уходить не уходит...
Зову его мысленно: ну, давай, давай, подходи... Подошел! Да, ты ж красавец! Чувствует зверинка, когда к ней по-доброму. И тут настало время мне удивиться еще больше: пёсик складывает передние лапки вместе и кланяется — прямо, как благословение хочет получить!
— А, так тебя благословить? — и я улыбаюсь: настолько это дивно!
Поднимаю руку, а собачка уже щекой прижалась к руке и — в сторону. Я думал мы с ней вдвоём, но рядом, оказывается, местный послушник, как из-под земли вырос. Он улыбается, хохочет, ему тоже дивно это показалось.
— И меня, батюшка благословите заодно, — смеясь от радости, говорит он.
Вот какие чудеса на Афоне, даже собаки благословение берут...

Протоиерей Константин Осацкий


Святая Гора глазами русского паломника
Святая Гора глазами русского паломника
Святая Гора глазами русского паломника
Святая Гора глазами русского паломника
Святая Гора глазами русского паломника
Святая Гора глазами русского паломника
Святая Гора глазами русского паломника
Святая Гора глазами русского паломника
Святая Гора глазами русского паломника
Святая Гора глазами русского паломника
Святая Гора глазами русского паломника
Святая Гора глазами русского паломника
Святая Гора глазами русского паломника
Святая Гора глазами русского паломника
Святая Гора глазами русского паломника

иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Митрополит
Митрополит Астраханский и Камызякский Никон

Анонсы
Актуальная аналитика
Фотогалерея
Видео
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

© 2016-2021. Официальный сайт Астраханской епархии Русской Православной Церкви