
Интервью председателя Издательского совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента.
– Владыка, расскажите, какие перспективы сегодня есть у православного книгоиздания и способно ли оно конкурировать со светской литературой?– Если мы говорим о книгах, то тут не может быть сопоставления. Это разная литература. Православная книга имеет свою задачу – дать знание о Боге, раскрыть людям христианское учение, показать путь жизни по Евангелию, помочь человеку разобраться со своими духовными проблемами. Современная светская литература, в большинстве своем, имеет другие цели.
На православное книгоиздательство больше влияет та реальность, в которой мы живем. Сегодня не только книжная отрасль, но вся экономика переживает непростые времена. А книгоиздательство имеет свои проблемы: сокращаются тиражи бумажных книг, а электронная книга становится все более востребованной. Это вызвано с одной стороны удобством электронных носителей, а с другой стороны дешевле скачать с интернета интересующую книгу или произведение. Из-за экономической ситуации не все люди могут позволить себе купить новую книгу.
Однако отмечу, заметного спада по количеству изданий не замечется. В этом году в Издательский совет на рецензирование уже поступило около 1600 книг – столько же, сколько в прошлом. И даже чуть активнее стали епархиальные издательства, выпускающие книги, рассказывающие об истории епархий, храмов и монастырей, о подвижниках благочестия и подвиге новомучеников. Для православного христианина – чтение, самообразование – это естественная потребность души, когда хочется больше узнать о вере, прикоснуться к духовному опыту христианских подвижников.
– Качество церковной и околоцерковной литературы в книжных сетях сегодня порой оставляет желать лучшего. Как выбрать "правильную" книгу? На что обращать внимание читателю? Грифы Патриархии или благословение Святейшего?
– В церковных лавках должна находиться только те издания, которые имеют гриф Издательского совета. У нас работает группа экспертов, которые определяют, может ли книга распространяться через церковную книжную сеть, и с каким грифом. Согласно благословения Святейшего Патриарха его гриф дается на книги Священного Писания, которые имеют канонический текст, богослужебные книги и в исключительных случаях изданиям, которые имеют общецерковное значение.
Другой гриф, «Рекомендовано к изданию…», дается книгам, которые полезны и излагают православное учение. Это и творения святых отцов, православные вероучительные книги, аскетические произведения, труды по истории Церкви и т.д., то есть то, что авторитетно и проверено жизнью Церкви.
Третий гриф, который мы даем книгам «Допущено…». Он присваивается тем изданиям, которые хотя и не противоречат учению Церкви, но содержат частное богословское мнение, в них имеются духовные советы, не во всем согласные со святоотеческой традицией, излагается личное автора понимание событий, по-своему интерпретируют исторические факты, а также художественная литература, которая имеет элементы христианской нравственности и помогает лучше усвоить православную культуру и быт. К примеру, произведения Ивана Шмелева. Поэтому при подборе книг, если человек хочет изучить основы веры, получить ответы на свои духовные вопросы берите литературы с грифом «Рекомендовано».
Сложнее с книгами в светских магазинах. Там можно встретить все, и порой под православной обложкой скрывается псевдоправославное содержание с доминированием суеверия, обрядоверия или «потребительского отношения» к Церкви. Как часто люди и в Церкви и в вере ищут «выгод», строят свои отношения с Богом по принципу: «Ты мне – я тебе». Этот языческий подход «крепко сидит» в сознании современного человека, который весь «заточен» на земной успех, гедонизм и комфорт. А Евангелие учит нас нести свой крест и жить с покаянным чувством собственной греховности. И свой круг чтения надо выстраивать, подбирая ту литературу, которая принесет пользу душе. В библиотеке православного христианина, конечно, должны быть Евангелие, писания святых отцов, труды святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, которые передают свтоотеческое понимание веры и жизни человека.
– Какие задачи ставит сегодня перед собой Издательский совет РПЦ?– Издательский совет осуществляет ряд просветительских проектов. Один из них выставка «Радость Слова», которая проходит в разных регионах нашей страны. Мы занимаемся организацией конкурса «Просвещение через книгу», проведением «Дня православной книги» и Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Познакомиться с книжными новинками помогает журнал «Православное книжное обозрение», который мы выпускаем.
Отдельно назову Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Второй его сезон начался 1 сентября. Приглашаем и астраханских ребят с 6-го по 12-й класс принять в нем участие. Темы в этом году очень интересные: «Священное Писание и русская литература», «Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры», «Творчество писателей – лауреатов Патриаршей литературной премии» и «Монашество в русской литературе». Последняя тема посвящена 1000-летию присутствия русского монашества на святой горе Афон, которое будет отмечаться в 2016 году. Работы принимаются до 1 декабря 2015 года. Самых способных и талантливых юных авторов в дни весенних каникул мы пригласим в Москву на финал. Ребята смогут посмотреть столицу и посетить мастер-классы профессиональных писателей.
– На Ваш взгляд, можно ли привить ребенку хороший литературный вкус? И может ли книга стать воспитателем? Рупором нравственности?
– Сначала мне хочется сказать несколько слов о проблемах современной семьи. Для христиан семья – это малая церковь, смысл ее существования – всем вместе идти ко спасению, жить во Христе и в жертвенной любви. Светским людям построить счастливую семью очень сложно, потому что они во многом мотивируются эгоистическими желаниями и страстями. Мы видим, как велик процент разводов. Родители расходятся, дети страдают, не дополучают любви и заботы. И потом сами не смогут создать свою семью.
Другая проблема – многие перепоручают заботу о детях няням, бабушкам и дедушкам, а сами устраняются от его воспитания, и даже жизни вместе. Да, ребенок должен поддерживать связь с бабушкой и дедушкой, побывать у них в гостях, должен учиться помогать им, но с родителями связь должна быть у ребенка постоянной. Родителей никто не заменит, но в семье должна быть организована правильная жизнь.
Еще одна важная проблема, это уклонение родителей от личной участия в жизни ребенка. Да ребенок живет в семье, причем в обеспеченной семье. Кажется родители делают все для него, он живет вместе с ними, заботятся о его здоровье, хорошо одевают и кормят, направляют отдыхать, он ходит в воскресную школу и т.д. И бывает, смотришь на такого ребенка, он едва научился ходить, а ему уже в руки дают гаджет, и он буквально с младенчества приучается играть на нем. Когда порастает такой ребенок, родители жалуются, он имеет зависимость от компьютерных игр, которые становятся своего рода «духовным наркотиком», уводят его из семьи в виртуальный мир. Воспитание нельзя пускать на «самотек».
Любовь к хорошей книге закладывается с раннего детства. Русские сказки, классическая литература – формируют мировоззрение маленького человека, его представление о том, что такое хорошо и что такое плохо.
– Существует ли на Ваш взгляд, православная литература для юношества и молодежи?– Своего «православного Гарри Поттера» у нас нет. Очень ждем авторов, которые найдут «ключик» к душе современного подростка. Хочется увидеть что-то такое яркое и резонансное, что сможет увлечь юные души, которые находятся в чувствительном, «бунтарском» возрасте. Это те, кто читают с айфонов, делают селфи, сидят в соцсетях и любят компьютерные игры.
Издательский совет проводит конкурс «Просвещение через книгу». В нем есть номинация «Лучшая книга для молодежи». За последнее время в этой категории были отмечены книги Елены Морозовой «Диалоги о семье и браке», протоиерея Вячеслава Тулупова «Ты выбираешь. Молодым о смысле жизни». Также в этой номинации выходили дневники императрицы Александры Федоровны «Дарите любовь», книга протоиерея Андрея Ткачева «Человеческое измерение».
Я скажу, это самый трудный возраст, но к нему мы должны всегда искать подход. И хочу призвать писателей, не обделяйте нашу молодежь, удовлетворите их запрос хорошей яркой книгой. Помогите им через хорошие произведения встретить Бога и обрести веру.
– Сегодня Церковь выходит на открытый диалог во многих сферах жизни, в том числе и литературе. Создана даже Патриаршая литературная премия. Расскажите об этом проекте и его участниках.– В этом году Патриаршая литературная премия вручалась уже в пятый раз. Ее лауреатами стали писатель-фронтовик Юрий Бондарев, поэт Юрий Кублановский и прозаик Александр Сегень. В прошлые годы этой высокой награды удостоились писатель Владимир Крупин, поэтесса Олеся Николаева, прозаик Алексей Варламов, критик Валентин Курбатов, протоиерей Николай Агафонов, писатели Станислав Куняев, Валерий Ганичев и Виктор Николаев. Все эти авторы с разной, но интересной судьбой. Они внесли заметный вклад в русскую литературу в самых разных жанрах. Среди номинантов этого года могу отметить историка Дмитрия Володихина и литературоведа Владимира Воропаева.
Многие наши номинанты и лауреаты активно участвуют в просветительских проектах Издательского совета – выставках «Радость Слова», круглых столах и творческих встречах. И сюда в Астрахань прилетел лауреат Патриаршей литературной премии протоиерей Николай Агафонов. В дни, когда будет проходит книжная выставка-ярмарка, у него состоится много интересных встреч.
– Ваш визит в Астраханскую область связан с крупным мероприятием, посвященным празднованию 1000-летия со дня кончины святого князя Владимира. Не можем не спросить Вашу точку зрения на выбор святого равноапостольного князя Владимира, который был сделан более тысячи лет назад?– Без преувеличения князь Владимир – ключевая фигура в русской истории. Тысячу лет назад он сделал судьбоносный – религиозный и цивилизационный выбор. Этот шаг поставил наших предков на путь, по которому мы идем и по сей день. Торжества этого года, посвященные памяти князя Владимира, помогли нам еще раз оценить масштаб этой исторической личности и как бы актуализировать ее.
В князе Владимире многое поражает – его духовный переворот и внутреннее преображение из свирепого язычника в христианина. И мы видим, что вставая на путь святости, спасаясь сам – человек преображает и мир вокруг себя – свою семью, свою дружину, свой народ, свое государство. Князь Владимир задал духовный вектор для русской цивилизации. Православная вера – это смысл нашего существования. Живя в ХХI веке, мы следуем за Христом, как тысячу лет назад за ним последовал святой равноапостольный князь Владимир – Креститель Руси.
Татьяна Котова
Фото Анжела Мнацаканян