Святейший
Святейший Патриарх Кирилл

Новости патриархии








Церковный календарь

Карта Храмов
Яндекс.Метрика

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа


19 января н. ст. православные христиане встречают великий двунадесятый праздник Крещения Господня. В этот день Церковь вспоминает крещение Спасителя от Иоанна Предтечи в реке Иордан (Мф. 3, 13-17).

Зачем крестился Христос?

Спаситель был безгрешен и не имел необходимости в Иоанновом крещении покаяния. Войдя в воды Иордана, Христос учредил, установил Таинство Крещения, освятил его и дал ему силу.

Почему праздник Крещения имеет и другое название?

Другое своё название – Богоявление – праздник получил потому, что при крещении Иисуса Христа было явление всех трех Лиц Божества: Отец гласом с неба свидетельствовал о Сыне, и Святой Дух в виде голубя снизошел на Иисуса Христа, подтверждая слова Отца. Чин водоосвящения бывает двух видов — великим и малым. Чем же отличаются два этих чина?

Что такое вообще водоосвящение?

Водоосвящение — [греч. ἁγιασμὸς (τῶν ὑδάτων); лат. aquae benedictio], церковное священнодействие, посредством которого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение. Совершение водоосвящения свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога; святая вода выступает средством освящения и вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом.

Что такое великое водоосвящение?

Великое освящение воды по традиции совершается дважды — в предшествующий празднику день, то есть в навечерие Богоявления (после праздничной вечерни) и в сам день праздника. Это — память об освящении вод реки Иордан при Крещении Господа Иисуса Христа. Чин этот совершается по образу крещального и уподобляется ему по смыслу.

Что представляет собой Богоявленская святая вода?

Так же, как и вода таинства крещения, Богоявленская святая вода — великая святыня. В день Богоявления ею в знак благословения окропляют дома, домашний скот, различные предметы. Хранить такую воду нужно бережно, с подобающим благоговением. Свою свежесть она может сохранять дольше года. Богоявленскую воду принято вкушать натощак. С её вкушением или помазанием связаны многие свершившиеся чудеса. Существует также традиция освящать обычную воду, добавляя в нее богоявленскую.
О крещенской воде можно прочесть здесь и здесь.

Что такое малое водоосвящение?

Малое водоосвящение — чин водосвятного молебна — может быть совершено в любое время. Своим центром оно имеет подобную анафоре (центральной молитве Божественной литургии; прошение к Богу совершить чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы) торжественную молитву над водой и освящение воды через прикосновение к святыне — Кресту или святым мощам.
Центральная молитва малого водоосвящения состоит из обращения к Богу, воспоминаний об исцелениях, совершенных Христом, прошения о молящихся с поминовением Божией Матери и многочисленных святых, прошений о светских, церковных властях и о разных нуждах христианского народа и заключительного славословия. Таким образом, нет прошения об освящении воды, то есть она освящается в первую очередь через физическое прикосновение к святыне. Вкушать святую воду малого освящения, в отличие от Богоявленской, можно не только натощак. Она также используется для окропления различных предметов для их благословения.

Когда и зачем стало совершаться малое водоосвящение?

Одной из традиций, повлиявших на установление практики малого водоосвящения, стало празднование в Константинополе Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня 1 августа. Большинство рукописей чина малого водоосвящения прямо называют его чином «водоосвящения 1 августа». Также имеется его связь с омовением во Влахернах — Влахернский храм Богоматери с чудотворным источником упомянуты в тропарях этого чина.

Читайте также:
Размышления на крещение. Игумен Нектарий (Морозов)
Крещение Господне. Богоявление. 6 / 19 января. Подброка материалов


Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа


Митрополит Вениамин (Федченков). Празднование Крещения Господня: традиции, воспоминания, чудеса

* * *
...А нынешняя вода завтра соединится с водой, принесенной с реки, и будет стоять целый год. И – дивное чудо – она не портится! В этом все мы были уверены. И эта вера не теперь выдумана нами. Еще святой Иоанн Златоуст († 407) говорил: «В сей праздник, в память Крещения Христова, коим Он освятил естество вод, около полуночи, все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят ее во весь год. И происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительного времени; но почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». А я сам слышал, что это и теперь совершается. Однажды же мне сообщили, что вода эта не испортилась вот уже сорок пять лет!

* * *
Утром службы... И не кончая литургии, трогался из церкви крестный ход на реку, при пении стихир «Глас Господень (то есть Иоанн Предтеча) на водах вопиет, глаголя...», «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан». И всегда мне представляется множество народа... Даже больше, чем на Пасху: тогда кое-как размещались в храме, хотя давка была такая, что не было (как, например, в Ростове-на-Дону) – никакой возможности протискаться после каждой песни канона. Но на Крещение Господне народ никак не мог вместиться в храм: и большая часть, тысяч пять-шесть, терпеливо стояла во дворе в ожидании освящения воды... Какая требовалась вера! Какое Христоподобное смирение! Какое терпение! Стояли по три-четыре часа!

* * *
И такая же радостная паремия – вторая (Ис.55): о силе и спасении Израиля Господом, Божиею помощью. Из этого содержания паремий видно, что они имеют целью обрадовать верующих расцветом спасения пришедшим на Иордан Спасителем наших – уже не бесплодных, пустых – душ.

* * *
Когда началось самое освящение, когда запели «Во Иордане», неожиданно кто-то из богомольцев выпустил заранее приготовленных голубей. Все мы поняли, что это было сделано в память Святого Духа, явившегося при выходе Господа из Иордана и почившего («пребысть») на крещенном Христе. Это, конечно, не был голубь, – а «как» голубь, «в виде голубине», хотя и «в телесном виде», то есть в явственном, видимом, вещественном виде (Мф. 3, 16; Лк. 3, 22). Почему явился Дух Святой в виде именно «голубя», у Святых Отцов существует несколько объяснений. Во-первых, – говорят они, – голубь птица кроткая и любящая чистоту: это символизирует смирение Господа Иисуса Христа, смирившеся до крещения от раба и очистившегося от «грехов мира» (Ин. 1, 29), взятых Им на Себя; во-вторых, в знамение примирения людей с Богом, подобно тому как Ной выпускал голубиц (причем один раз голубица возвратилась, не найдя себе сухого места, что могло ознаменать еще неготовность мира для примирения с Богом, а во второй раз же осталась с миром, то есть для спасения его Христовым искупленным, примирившим мир с Богом). И до нынешних дней голубь является символом мира, примирения. А для этого примирения собственно и пришел Господь на землю (2Кор. 5, 18–21): Он примирил нас с Отцом собственною Жертвою на Кресте.

* * *
Но этот символ – не единственный. В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов в виде «как бы огненных языков» (Деян. 2, 3), что знаменовало приготовление апостолов к проповеди на разных языках и очищение огнем от греха. И огонь есть символ света, которым просветился на Фаворской горе Господь Иисус Христос (Мф. 17, 2; Лк. 9, 29); и праведных ожидает солнечный свет в Царстве Отца их, и который доселе почивает на угодниках Божиих, как, например, на преподобном Серафиме.

* * *
Но воротимся еще к воспоминаниям. Я расскажу о чудесном видении огня при крещении. Об этом случае я сам читал в рукописи усопшего епископа (бывшего Благовещенского) Иннокентия (Солотчина). В Алтайском крае нужно было крестить одного язычника. Это было в храме. Крестным отцом был дядя крещаемого. И вот в то время, когда священник освящал воду в чане и начал говорить слова «Сам и ныне приди и освяти воду сию Духом Твоим Святым», крестный со всею непосредственностью дитяти природы закричал: «Это и со мной было? И со мной было?» Что же он увидел? С купола церкви сошел в воду огонь и как бы растаял в ней... Потом доложили об этом чуде епископу, и он назначил комиссию для обследования совершившегося чуда. В эту комиссию и назначен был архимандрит Иннокентий, впоследствии епископ. Все в точности подтвердилось под присягой. Следовательно, и теперь при крещении и вообще при освящении воды совершается такое же действие Духа Святого.

* * *
...И в этом водосвятии православные люди и видят собственно таинственный смысл Богоявления и Крещения. Пусть они не поняли паремий, пусть они не все уразумели в ектениях и молитвах чина освящения, но они и слышали блаженные слова «Во Иордане крещаюшуся Тебе, Господи», исполнились веры, радости, восторга и устремились за святой водой. Это привлекло их сюда в небывалом множестве! В этом они, по верному чувству, видят смысл крещения Господня.

Тропарь и кондак
СВЯТОГО БОГОЯВЛЕНИЯ, КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДА, БОГА
И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Тропарь, глас 1:
Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся, Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.
[При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!]

Кондак, глас 4:
Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.
[Явился Ты в сей день вселенной, / и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, / в полноте знания воспевающих Тебя: / "Пришел, явился Ты, / Свет неприступный!"]


Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа


По материалам православных ресурсов

Митрополит
Митрополит Астраханский и Камызякский Никон

Анонсы
Актуальная аналитика
Фотогалерея
Видео
Календарь
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

© 2018. Официальный сайт Астраханской епархии Русской Православной Церкви